Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы. Синица"

Форма
для регистрации

   Уважаемые педагоги,  
Вы можете заказать справку-подтверждение    участия в конкурсе или          публикации статьи,      а также выписку из протокола решения жюри по конкретном конкурсу
Подробности →

 


Присоединяйтесь к нам 
Вконтакте
и будьте в курсе всех
новостей

 


Уважаемые гости сайта, если у вас есть вопросы, предложения, пожелания - напишите нам!

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

 Воспитание нуждается в трех вещах: 

    в даровании, науке, упражнениях.
                                                                                                                            Аристотель

Ноябрь, 2015

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«Зимующие птицы. Синица»

(составление описательного рассказа с использованием опорных схем)

Автор: Исаева Анна Сергеевна,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №3»,

г. Соликамск, Пермский край

 

Цель: упражнять в составлении рассказа-описания с использованием опорных схем

Задачи:

  • коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и общую моторику, фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, внимание; умение соотносить знаковые символы с образами;
  • образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, уточнить и расширить словарь по теме «Зимующие птицы»;
  • воспитательные: воспитывать умение слушать товарища, соблюдать очередность при беседе; формировать чувство заботы о младших воспитанниках детского сада.

Оборудование: презентация «Зимующие птицы. Синица», картинки для артикуляционной гимнастики, зеркала, схемы-опоры для составления рассказа

 Ход логопедического занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Вводная часть

Логопед заходит в группу, здоровается с ребятами.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Я пришла вам сообщить очень интересную новость!

- В нашем детском саду проходит мероприятие, которое называется «Расскажем малышам про зимующих птиц нашего города».

- Ребята старших групп составляют рассказы о зимующих птицах, которых можно встретить зимой в нашем городе и рассказывают их малышам.

- А вы бы хотели поучаствовать в этом мероприятии?

- Угадайте, про какую птицу малыши хотят еще услышать рассказ?

- Как много вы знаете зимующих птиц, молодцы!

- Но давайте всё-таки узнаем, что же это за птица!

- Итак, что же это за птица?

 

- Совершенно верно – это птица – синица. Именно про синицу малыши попросили вас составить рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети соглашаются

 

Дети высказывают свои предположения

 

 

 

 

Дети узнают птицу и называют ее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед демонстрирует картинку на экране

 (слайд 1)

Основная часть

- Про синичку чтоб рассказ красивый получился –

Мы подготовим язычок – чтобы не ленился.

Упражнения выполняем – язычок мы укрепляем!

 

 

 

 

 

- А синичкину песенку вы слышали? А у нее очень красивая песенка! А может быть споем как синичка? Повторяйте за мной!   (логопед произносить слоговые сочетания)

Ци-ци-ци-ти

Ци-ци-ци-си

Ци-ци-ци-фи

Ци-ци-ви-ци-ци-ви

Цу-ви-цу-ви

- Замечательно! Я думаю, сейчас у нас обязательно получится отличный рассказ.

- Ребята, а вы разрешите мне вам немного помочь? Чтобы вам было легче составить рассказ, я нашла красочные картинки, которые помогут вам вспомнить все о синице.

- Что можно сказать про величину этой птички?

- Верно, а какие словом можно заменить слово «маленькая»?

- При составлении рассказа мы расскажем малышам, что синичка маленькая?

- А чтобы не забыть обозначит это схемой.

- Посмотрите на следующую фотографию, – по  какому самому главному признаку признакам мы можем отличить синицу от других птиц?

- Смотря на эту фотографию, так и хочется сказать: «Какая нарядная желтогрудая синичка!»

- А вы слышали раньше слово «желтогрудая»?  А может быть, используем его в рассказе?

- Смотрите, какая интересная фотография! Что вам хочется сказать про синичку, глядя на эту картинку?

- На что похожи глазки синички? С чем их можно сравнить?

- А про внешний вид синички мы будем рассказывать малышам? Обозначим и эту часть рассказа схемой.

- Хорошо! Посмотрим следующую фотографию.

- Что делает синичка на этой фотографии?

- А чем лакомится синичка на этой фотографии?

- Посмотрите, кого синица держит в клюве, кого поймала синица?

- Чем же питается синица? А как вы думаете малышам надо это рассказать?  Отлично обозначим эту часть нашего рассказа схемой.

- Где можно увидеть синичку?

 

- Замечательно! Мы отлично поработали, вспомнили всё, что знали про эту замечательную птичку!

- Ну что ж, мы поговорили про синичку, а сейчас поиграем в синичку!

Физминутка

Скачет шустрая синица,

(пружинка с высоким подниманием рук)
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,

(пружинка с поворотами в стороны)
Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

(присесть и встать)
Почесала клювом грудку,

(наклон головы)
И с дорожки на плетень,

Тили-тень, тили-тень!

(пружинка с поворотами в стороны)

- Отлично мы отдохнули!

- Вот схема нашего рассказа готова. Ну что ж, посмотрим на схему и вспомним, про что мы хотели рассказать малышам.

- А вы не забыли наше новое красивое слово?

- А про глаза синички не забыли? С чем мы их сравнили?

- Итак, я думаю, что у вас получится отличный рассказ.

- А как бы вы начали свой рассказ?

- Я предлагаю вам начать рассказ так «Я хочу рассказать вам о синице…»

 

 

 

Дети выполняют артикуляционные упражнения, контролируя правильность выполнения при помощи зеркала.

 

 

 

Дети соглашаются

 

 

 

 

Дети повторяют слоговые сочетания за логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предполагают, что синица «маленькая»

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказываются – у синицы желтая грудка

 

 

 

 

 

Дети высказываются

 

 

Дети отвечаю, что у синицы белые щеки, черная шапочка, маленькие черные глазки

      Дети подбирают сравнения

Дети отвечают

 

 

 

 

Дети отвечают – синица клюёт семечки

Дети отвечают – синица лакомится салом

Дети отвечают, что синица поймала насекомого

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, что синицу можно увидеть в лесу, в парке, возле домов людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают, про что обязательно нужно рассказать в рассказе о синице

 

 

Дети вспоминают слово «желтогрудая»

 

 

 

 

С опорой на схему составляют рассказ о синице.

 

 

 

Логопед демонстрирует картинки – символы для гимнастики, следит за правильностью выполнения выполнением

 

 

 

 

 

Каждое слоговое сочетание можно повторить 2 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда 3

Если детям сложно подобрать синоним, логопед сообщает – синица небольшая.

 

Слайд 4

Необходимо добиваться у детей ответов полными предложениями.

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

Слайд 7

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопед помогает составить рассказ, правильно строить предложения.

Заключительная часть

- Молодцы! У вас получились отличные рассказы про синицу.

- Как вы думаете, готовы ли вы уже идти к малышам и рассказать им о синице?

- Отлично! Значит, сегодня после тихого часа, мы отправимся к малышам в гости и расскажем им наши рассказы.

 

 

Дети высказывают своё мнение.