Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций

Форма
для регистрации

   Уважаемые педагоги,  
Вы можете заказать справку-подтверждение    участия в конкурсе или          публикации статьи,      а также выписку из протокола решения жюри по конкретном конкурсу
Подробности →

 


Присоединяйтесь к нам 
Вконтакте
и будьте в курсе всех
новостей

 


Уважаемые гости сайта, если у вас есть вопросы, предложения, пожелания - напишите нам!

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

 Воспитание нуждается в трех вещах: 

    в даровании, науке, упражнениях.
                                                                                                                            Аристотель

11.03.2017

 Семинар для педагогов ДОУ по теме

 «Формирование знаний  у детей дошкольного возраста  о правилах дорожного  движения методом проблемных ситуаций»

Автор: Кузьмина Наталия Германовна,

старший воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 72»

города Чебоксары

Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи «Формирование знаний  у детей дошкольного возраста  о правилах дорожного  движения методом проблемных ситуаций».Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на очень важную  для всех тему: как обеспечить  безопасность  детей  на улицах города.  Мы попробуем совместно обсудить  эту проблему , обменяться мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработать пути совместного их решения. Я вам желаю сегодня не просто сидеть и наблюдать, а продуктивно и творчески поработать.

А для начала давайте проведем небольшой блиц-опрос. Я вам буду задавать вопросы, а вы очень быстро  отвечать.

1.Что очень любят совершать водители-лихачи?(обгон)

2. Как называются самые строгие дорожные знаки? (запрещающие)

3. Что случается с теми, кто не соблюдает  правила дорожного движения? (дорожно-транспортное происшествие)

4.Что является самым опасным местом на дороге для пешеходов?(перекресток)

5.Кого боятся нарушители правил дорожного  движения? (инспектора)

6.Что такое ДПС(дорожно-патрульная служба)

7.Человек, едущий в транспорте, но не за рулем(пассажир)

Актуальность проблемы.

Все мы живем в современном обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, особенно сейчас, когда на улицах городов увеличивается  количество машин, а это в свою очередь несет определенную опасность для жизни людей. Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране  предпринимается  ряд действенных мер в области обеспечения безопасности  дорожного движения   каждый  год  под колесами машин продолжают гибнуть люди. Каждой десятой жертвой  в них становится ребенок. Причин тому много, но как бы они ни были разнообразны, 85-99% из них происходит по вине пешехода или водителя-это беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила  безопасности и пренебрежительное отношение. Но самое опасное, когда такие нарушения происходят на глазах у детей. В целях снижения

снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий  к 2020 г. на  25%  по сравнению с 2010 г.   в России действует Федеральная программа   «Повышение     безопасности      дорожного движения в 2013-2020 годах»,  утв. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012    №1995-р. (Слайд 2)

Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно  большей агрессивности  автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Дошкольники- особая категория  пешеходов и пассажиров. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослых замедленны. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы  воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит одна секунда. Ребенку  для этого потребуется  3-4 секунды. Дети медленно и чаще неправильно принимают решение, так как теряются, не зная что делать. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов   и пассажиров звучит на недоступной для них дорожной лексике, требует от детей  абстрактного мышления, затрудняет процесс  обучения и воспитания. Ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. У них плохо распределяется внимание, поведение непредсказуемо, они практически  ежедневно  «ставят на себя эксперимент», вследствие чего попадают в зону опасности. Вот почему с самого раннего  возраста  детей необходимо не только учить безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного  движения, но и формировать устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, положительное отношение  к решению этой задачи. В этом должны принимать участие  и родители, и дошкольное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Задача  взрослых- развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе  автомобильный мир. Важно сделать это до того, как ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, на сегодняшний день, преобладающих во взрослой среде.  «Правил дорожных  на свете не мало, и научить детей бы нам не мешало….». А,  как известно, чтобы учить чему- то другого, нужно сначала  научиться самому.

Говоря об актуальности данной темы, хотела бы вам предложить просмотр   небольшого видеоролика, который был бы как нельзя кстати.

Наше мероприятие  мы посвящаем повышению уровня  знаний  по правилам дорожного движения, а также ознакомлению с методами и приемами формирования навыков безопасного  поведения на улице.

С целью решения столь актуальной проблемы педагогические коллективы  дошкольных   организаций находятся в постоянном поиске эффективных методов  формирования у воспитанников основ безопасного поведения на улицах города.

Вопрос: назовите пожалуйста, какие формы работы вы используете по данному направлению?(беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, дидактические игры…..(Слайд  №3) Безусловный приоритет  имеют методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность дошкольников, погружение  их в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия .Педагоги должны помнить , что в процессе обучения детей правилам  дорожного движения нельзя ограничиваться  лишь словесными объяснениями. Значительное место  должно быть отведено практическим формам обучения(наблюдение, экскурсии, целевые прогулки)

ФГОС обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной организации, открывающих возможности для формирования инициативности и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими их возрасту  видов деятельности. Важно создавать условия  для одновременного возникновения  нескольких видов деятельности, которые   позволят  обеспечить  ребенку ситуацию выбора. Для этого необходимо новые подходы к проектированию образовательной деятельности, уход от жестко регламентированных  занятий, не учитывающих быстро изменяющуюся  образовательную ситуацию, интересы и мотивацию детей. В рамках  данного направления по формированию правил дорожного движения  у детей  событийная организация образовательной деятельности расширяет возможности для детской практики, экспериментирования, проведения наблюдений, экскурсий и т.д. Например, основным акцентом событийной  организации  может стать  известный персонаж- милиционер дядя Степа. (СЛАЙД   №4).Именно вокруг него может разворачиваться   вся деятельность: чтение одноименного произведения, виртуальная экскурсия к памятнику, экспериментирование и выполнение детьми практических заданий в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, сюжетно-ролевые игры, выставка «Ретро-светофор» и многое другое. Решение проблемных ситуаций, вопросы на сообразительность, экспериментирование со свето-отражающими элементами, истории про старинные светофоры-все это будет стимулировать познавательный интерес дошкольников. Материал  по овладению основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира должен быть представлен не в поучительной «школьной» манере, а с учетом особенностей дошкольного возраста. Как известно, именно то, что  ребенок делает с удовольствием, запоминается надолго.

Я вам предлагаю рассмотреть технологическую карту  образовательной деятельности    «Памятник  Дядя- степа светофор»(СЛАЙД № 5,6.7)

Образец одного из заданий технологической карты: Сравните форму  сотрудников дорожно-патрульной службы (СЛАЙД №8)

Проблемные ситуации:

Наибольшим развивающим эффектом  и основой  любой формы работы  с детьми обладают  проблемные ситуации, требующие от детей  проявления различных личностных качеств(активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости и др..). Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемные ситуации  могут стать  частью  занятия, наблюдения, проекта, экскурсии. В качестве  одного из главных компонентов  проблемной ситуации  выделяют неизвестное, раскрываемое  в проблемной ситуации, т.е то новое знание, которое  ребенок должен  усвоить, разрешая противоречие. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Боязнь допустить ошибку   сковывает  инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, ребенок  не будет сам решать поставленную проблему- он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие  проблемы, что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Проблемная ситуация заставляет ребенка удивиться. Она заставляет ребенка увидеть проблему и она порождает мотивацию решений. Введение проблемных ситуаций позволяет выстраивать работу с детьми от их интересов, от их вопроса и  от их любознательности. И это тоже такое послание ребенку о том,  что он ценен, что взрослый- это не какая-то авторитарная  давящая сила. О каких основных требованиях необходимо помнить педагогам, создавая проблемные ситуации.

Основные требования к проблемным ситуациям(слайд №9)

1. Решение проблемной ситуации  должно быть ориентировано  на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка.

2. Проблемная ситуация должна создавать  достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной. 

3. В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие.

4. Проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности.

Сейчас   предлагаю обсудить несколько вариантов проблемных ситуаций.

1.Как вы думаете, почему запрещающий сигнал светофора именно красного цвета? Где еще применяется красный свет как предупреждение об опасности?

2.Что ты будешь делать, если нет пешеходного перехода?

3.Что ты будешь делать, если мяч покатился на проезжую часть дороги?

Макетирование:

Обучение безопасному поведению на дорогах требует постоянного включения  дошкольников  в игровую самостоятельную  деятельность. Более высокой ступенью сюжетно-ролевых игр являются игры с макетами (Михайленко Н.Я.), они востребованы старшими дошкольниками. (СЛАЙД  №10 ) Например, организация в группе уголков по ПДД  предоставляют возможность сосредоточить внимание воспитанников на макете, изображающем дорогу, пешеходный переход, тротуар и т.д. Макет- это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества,  где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). В играх с макетами дети одновременно  выступают в роли и режиссера и декоратора и актера, широко используя  в играх с макетами предметы-заместители, природный и подсобный материалы, игрушки собственного изготовления. Для игры   дошкольникам можно предложить  незавершенный продукт-макет, требующий заполнения. Игровое пространство подобного макета даст детям возможность упражняться  в придумывании ситуаций, что положительно сказывается на развитии воображения и образного мышления.

Макет как центральный элемент, организующий предметную среду  для игры детей  с мелкими игрушками должен отвечать  определенным требованиям. Макет-это фиксированная конструкция, поэтому должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, служить длительное время и в любой момент  быть доступен дошкольникам для игры.

Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. Независимо от вида макетов- напольный, настольный, подиумный,  настенный- он  должен быть удобным в обращении. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами  макеты должны быть  доступны дошкольникам  для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего  в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать  нужные элементы в соответствии  с замыслом игры.

 Воображаемые  миниатюрные улицы, дороги, перекрестки, площади с дорожными знаками на макете  служат повышению мотивации изучения правил дорожного движения детей,  разнообразный предметный материал позволит моделировать дорожные ситуации прямо на макете, это ребят очень увлекает и помогает усвоить материал в игровой форме. Организация и проведение игр с макетами требует от педагогов  большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного  алгоритма. Игра с макетом должна начинаться  уже в процессе его создания. Наполняют и дополняют макет предметным материалом  сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания предметов. Периодически  по мере угасания  интереса  детей к ним педагог должен заменять персонажи   и предметы новыми.

Примеры проблемно-игровых   ситуаций:  «Дорожные знаки поменялись местами»,«Как маме безопасно пройти в аптеку (магазин, парикмахерскую и т.д), «Из чего состоит дорога»,  «Что было бы, если….»

Перфокарты

Еще одним из эффективных путей, развивающих детское познание, является использование  перфокарт. Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Снаружи карточки находятся окошки для записей ответов детей. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. А если перфокарту заламинировать, то она будет служить долгие годы.

(показ образца- предложить выполнить несколько заданий).

 Содержание перфокарт может быть любым, в зависимости от того, какую цель преследует педагог,  каков возраст детей,  уровень их развития.

Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Дети с большим увлечением работают с перфокартами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Опыт применения данной методики показал, что тестовые задания  позволяют воспитателю систематически, а не эпизодически, выявлять знания дошкольников, более продуктивно использовать время, осуществлять индивидуальный подход к детям.

Мнемотаблицы

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. (СЛАЙД   №11) Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация . Еще К. Д. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку и он заговорит».

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

2.Осуществление, так называемого перекодирования информации.

3.После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания.

Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек . (СЛАЙД №12)В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой,  дети легко усваивают мнемотаблицы. (СЛАЙД №13,14)

Творческое задание- попробуем запомнить стихи  с помощью мнемотаблицы

(СЛАЙД №15,16)

Три цвета есть у светофора-

Они понятны для шофера-

Красный цвет – проезда нет-  

Желтый цвет – будь готов к пути-                                                 

А зеленый свет кати-

Следующий метод –это моделирование морфологической дорожки (Слайд №17)

 «Знай знаки дорожного движения»

За основу моделирования берется реальный объект – дорожный знак, который гуляет по морфологической дорожке. Он попадет из окошка в окошко и получает определенные в их свойства. Давайте рассмотрим морфологические дорожки. (Слайд  №17,18)

Работа с родителями.

Организуя столь важную  работу по профилактике  детского дорожно-ранспортного  травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. (СЛАЙД  19).Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить  тому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей  с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И, наоборот малыша  трудно заметить, если на нем блеклая одежда Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо  одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда обычно уже имеют нашивки-отражатели.  Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

На информационных стендах для родителей  следует  размещать рекомендации по обучению  правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком    по дороге домой. Педагоги   и родители должны выработать единую  педагогическую позицию в решении данной  проблемы. Единство  требований педагогов и родителей к детям- это условие нашего успеха и безопасности наших детей. Я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, который  вы могли бы использовать на своих родительских собраниях.

Просмотр видеоролика

 

Список использованной литературы

2. Беляевская Г.Д, Мартынова Е.А. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет.

-Волгоград: Учитель, 2013.-170с.

3. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено!  Познавательные игры  с дошколятами и школьниками.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.-256с.

1. Старцева О.Ю.Школа дорожных наук.- Москва: ТЦ Сфера,2009.-64с.

4. Хабибуллина  Е.Я. Дорожная азбука в детском саду.- СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.-64с.

5. Скоролупова  О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения».-Москва: Издательство  Скрипторий2003», 2005.-80с.

6. Калкаманова М.В. Дорожная азбука в группах детского сада // Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения.-2012.-№4.-с 30-40.