Развитие фонематического слуха у дошкольников через систему игровых упражнений

Форма
для регистрации

   Уважаемые педагоги,  
Вы можете заказать справку-подтверждение    участия в конкурсе или          публикации статьи,      а также выписку из протокола решения жюри по конкретном конкурсу
Подробности →

 


Присоединяйтесь к нам 
Вконтакте
и будьте в курсе всех
новостей

 


Уважаемые гости сайта, если у вас есть вопросы, предложения, пожелания - напишите нам!

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

 Воспитание нуждается в трех вещах: 

    в даровании, науке, упражнениях.
                                                                                                                            Аристотель

13.05.2016 г.

Семинар-практикум для воспитателей

"Развитие фонематического слуха у дошкольников через систему игровых упражнений"

Автор: Скиаветти Любовь Фаниховна,

учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 67"

города Березники, Пермский край

 

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического слуха у дошкольников через использование игр и игровых упражнений.

Задачи:

  1. Раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, познакомить с этапами развития фонематических процессов у дошкольников.
  2. Приобщать педагогов к использованию с детьми игр по развитию фонематического слуха в работе с родителями.
  3. Провести с коллегами игры и упражнения по развитию фонематического слуха.
  4. Изготовить с воспитателями звучащие игрушки и шумовые инструменты из подручного материала для формирования фонематического слуха.

Ход семинара - практикума:

  1.      I.        Теоретическая часть. На демонстрационной доске показаны вопросы, которые планируется рассмотреть в ходе встречи:
  • Что такое фонематическая функция?
  • Этапы развития фонематических процессов.
  • Игры упражнения для формирования и коррекции фонематических процессов
  • Практические приемы изготовления шумовых инструментов для развития фонематического слуха и слухового внимания.
  1.     II.        Семинар начинается с игры «Посидим в тишине», после чего предлагаю назвать как можно больше звуков, которые они смогли услышать. (Ответы педагогов, дополнения логопеда)

Далее  предлагаю немного теории для уточнения новых понятий. (Выступление логопеда сопровождается демонстрацией слайдов).

  1. Фонематическая функция включает в себя:

- фонематический слух;

- фонематическое восприятие;

- фонематические представления;

- фонематический анализ и синтез.

  1. Фонематический слух- тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематический слух является частью физиологического слуха и направлен на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека .

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные ( твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы

  1. Фонематическое восприятие- специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове ? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.)

  1. Фонематический анализ и синтез- умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки : побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа".

  1.   III.        Этапы развития фонематического слуха:

На начальном этапе развития фонематического слуха - до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д. Одновременно с этим , слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.

  1.    IV.        Звуковой анализ и синтез.
  2. Педагогам предлагается вспомнить некоторые правила русского языка из школьной программы.
  • Демонстрируется слайд «Звуки и буквы»
  • Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.
  1. Вспоминаем схему характеристики звуков, в игровой шуточной форме предлагаю 2-3 воспитателям охарактеризовать звуки, остальные педагоги выступают в роли судей или помощников. (возможно проведение соревнований между двумя командами) На слайде представлена схема характеристики звуков ( Звук гласный или согласный, гласный- ударный или безударный; согласный –звонкий или глухой, твердый или мягкий)
  2.     V.        Игры с воспитателями. Практическая часть семинара-практикума

I этап. Определение неречевых звуков. 

«Угадай, что звучит?»

« Кто позвал?»

«Посидим в тишине»

I I этап. Формирование слухового внимания

. «Узнай слово»

Бумага - пумага - тумага - бумага - пумака - бумака”

Буман-паман-банан-гамман.  

 

«Стихи-небылицы»

Сели в лоЖку и - айда! -

По реке туда-сюда!

Жучка буДку не доела:

Hеохота. Hадоело.

Тает снег. Течет ручей.

Hа ветвях полно Врачей.

Hа виду у детворы

КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

Врач напомнил дяде Мите:

"Hе забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять Цапель перед сном".

Старый дедушка Пахом

Hа коЗе скакал верхом.

 

Закричал охотник: "Ой!

Двери гонятся за мной!" А.Шибаев

«Незнайкины стихи»

з-ж

У Светланы и у Лизы

Есть и санки, есть и лызы.

ж-з

Что стучишь так громко, дождик? Не забьёшь ты даже гвождик.

с-ш

Лежали на улице свежие доски. На них отдыхали ленивые коски.

с-ш

Миша и Маша лежали в коляске. Были они, безусловно, двойняски.

ш-с

Двое маленьких мышат Тоже ходят в детский шад.

р-л

Грустят на пригорке Две стройные ёрки.

л-р

Был закат и тих, и светел, Но потом поднялся ветел.

рь-ль

Мама, мама, мне поверь: Сам убрал свою постерь.

рь-ль

Огибает речка Рощу, как коречко.

ль-рь

Встал Илья на тонкий лёд И хотел пойти впелёд.

ч-ть

Не за рыбой охотится чайка,

А за булкой — ну что за ленчайка!

«Подскажи словечко»

Не грозит рыбешкам скука,

Если где-то рядом…(Щука)

Мчится, от собак спасаясь,

Меж кустов пугливый…(Заяц)

В теплице, словно светофор,

Алеет спелый…(Помидор) и др.

I I I этап Развитие навыков звукового анализа и синтеза

  • «Поймай звук»
  • «Найди место звука в слове»
  • Найди картинку со звуком [Л]

Лев слон лампа

  • Определи место звука [З] в слове (Заяц, роза)
  • «Помоги собрать вещи»В чемодан надо положить предметы, в названии которых есть звук «ш».
  • Составьте слова из первых звуков названий картинок.( утюг, рак, облако, конфеты)
  • Попробуйте еще (Рыба, удочка, часы, кот, автобус)
  • Подбери схему к слову

       В заключение встречи с воспитателями, демонстрирую пособия из подручного материала (шумящие коробочки, кухонный оркестр) и даю задание совместно с воспитателями из разнообразного материала изготовить подобные шумовые игры и музыкальные инструменты для развития фонематического слуха. Предлагаю использовать полученные практические приемы в работе с родителями.